Благодаря грамотной организации и помощи волонтеров работа шла довольно быстро. Разгрузка напоминала хорошо отлаженный конвейер, в котором мелькала форма МЧС, камуфляж ополченцев и "гражданка" помощников. Машины въезжали на территорию, останавливались у складов и через некоторое время выезжали пустые, освобождая место для новых фур.
- Пока мы осматривались и готовились, первую машину почти разгрузили, - весело сокрушаются коллеги-телевизионщики. - Снять не успели. Хоть проси все укладывать обратно и начинать разгрузку по новой. Быстро так!
- Здесь вообще все быстро происходит, - усмехаются представители ДНР, организующие процесс.
Телевизионщики сняли "картинку" с другими машинами. Все-таки груза сегодня в Донецк привезли много. На складскую территорию машины въезжали с утра до полудня. После обеда там еще разгружались последние фуры.
Всего в Донецк прибыло около пятидесяти машин. Остальные - примерно столько же - ушли на Луганск.
- Как доехали? - интересуюсь я у водителей.
- Нормально, - отвечают те. - Все прошло спокойно. Нас встретили на границе и сопровождали машины с мигалками. Утомительно, конечно: в колонне, где сотня машин, всегда ехать непросто. Но ничего, мы привычные.
- Не страшно было? Когда приезжали другие конвои, ждали провокаций.
- Ну а нам о провокациях ничего не говорили. Может быть, просто не хотели пугать, - смеется молодой веселый спасатель. - Зато видели бы вы, как люди радовались, когда нас видели. Кричали, махали руками, сигналили…
Идет разгрузка очередной машины. Автопогрузчик подцепляет уложенные штабелями рулоны рубероида. Попавший под прицел телекамер водитель погрузчика смеется:
- Вот она слава!
А рядом уже готовят следующую фуру. Ее будут подгонять боком. Тут при разгрузке потребуется ювелирная работа. Заглядываю в фуру. Внутри - аккуратно уложенные и закрепленные стекла. По дороге, кстати, ни одно не разбилось.
Вообще, особенностью этого конвоя является то, что он доставил на Донбасс не только продукты, но и стройматериалы. Главным образом - стекло, рубероид, шифер. Больше всего от обстрелов пострадали окна и крыши домов, поэтому упор был сделан именно на эти материалы.
Доставку и распределение гуманитарной помощи из России координирует специально созданный ЦУВ - центр управления восстановлением Донецкой народной республики.
- Мы собирали из разных городов ДНР информацию о том, в чем сейчас больше всего нуждается население, - рассказывает корреспонденту "РГ" руководитель пресс-службы ЦУВа Петр Мизерный. - И через наш центр по заявкам городов будет распределяться гуманитарная помощь. Все происходит организовано, с документальной отчетностью. В первую очередь стройматериалы из России пойдут на восстановление социальных объектов - школ, детских садов, больниц, домов престарелых. Все попадет по адресу, и контроль за этим будет осуществляться строго. За расхищение гуманитарной помощи руководство республики готово жестоко наказывать вплоть до расстрела.
И действительно, премьер-министр ДНР Александр Захарченко на днях пообещал, что расхитителей гуманитарки ждет суровая кара.
- Если предоставите конкретные факты расхищения и продажи гуманитарной помощи, поверьте, - за это расстреливаем. Уродов, наживающихся на крови и бедствиях, будем строго наказывать, - заявил он.